Судьбы российских нефтяных компаний как зеркало истории

Вчера «Роснефть» выставила оферту миноритариям «Башнефти» по выкупу акций. По всей видимости, большинство акционеров согласятся на это предложение. После этого «Роснефть» ещё больше укрепит свои позиции в «Башнефти», а в руках республики Башкортостан останется 25%, то есть блокирующий пакет. После этого историю «Башнефти» как публичной компании можно будет считать завершённой.
История
«Башнефти» могла сложиться по-другому. Перерабатывающие мощности башкирской компании были интересны многим. «Башнефть» в своё время могла быть куплена «Татнефтью» или «ЛУКОЙЛом», и тогда её судьба сложилась бы по-другому. Но историю не перепишешь: две приватизации, уголовные дела в отношении бывших владельцев Урала Рахимова, Владимира Евтушенкова и арест главы МЭР Алексея Улюкаева как финальный аккорд. «Башнефть» запомниться как «токсичный актив», приносивший сложности своим владельцам.
В прошлом российской нефтяной отрасли были разные крайности. Наиболее нашумевшая – «ЮКОС», лишившийся своих нефтяных активов из-за претензий налоговых органов в 2006 году. Самая тихая – продажа «Сибнефти» Романа Абрамовича
«Газпрому» в 2005 году за $17 млрд. Самая дорогая – покупка «ТНК- BP» «Роснефтью» за $44,5 млрд и 12,84% «Роснефти». За скобками остается непростая доля «Русснефти» Михаила Гуцериева, после уголовных преследований и долгих мытарств, выходящая в этом году на IPO.
Перечисленные события – эпохальные в истории российского бизнеса. В них можно увидеть и отголоски лихих 90-х, и бегство олигархов из России, и огосударствление экономики. Если в 2005 году на частные компании приходилось порядка 70% добычи нефти в России, то в 2017 году на долю государственной «Роснефти» придётся 40% добычи, а ещё 12% на «Газпром-нефть» и «Татнефть», близкие к государственным структурам. Особняком продолжает стоять «Сургутнефтегаз», имеющий более $30 млрд на депозитах, бенефициары которого до сих пор неизвестны.
__________
Роман Ткачук,
Старший аналитик,
Альпари